Ваш город:

В России обнаружили проблемы, связанные с неравенством в образовании

24 апр. 2016 г.
0
3431

На базе НИУ ВШЭ прошла научная конференция "От широких образовательных возможностей к социальной мобильности через образование". На повестке дня стоял вопрос о путях решения проблемы неравенства в образовании.

В России обнаружили проблемы, связанные с неравенством в образовании

На базе НИУ ВШЭ прошла научная конференция "От широких образовательных возможностей к социальной мобильности через образование". На повестке дня стоял вопрос о путях решения проблемы неравенства в образовании.

Над этим вопросом работала широкая группа экспертов и аналитиков из Института образования и Института институциональных исследований НИУ ВШЭ, РАО и РАН. Итоги обсуждения вопроса о существовании проблемы неравенства в сфере российского образования и возможных путей их решения подвёл Исак Фрумин, глава Института образования ВШЭ. Материалы исследования размещены на сайте вуза.

Как отметил И. Фрумин, на сегодняшний день сохраняется риск того, что более качественное образование доступно лишь для привилегированной категории граждан. В частности, двадцатка ведущих столичных школ расположена в центре или в районе красной ветки метрополитена, а районы с миллионным населением не имеют образовательных учреждений высокого уровня качества.

Результаты ЕГЭ также находятся под влиянием неравенства в образовании. Несмотря на то, что экзамен рассматривается как честный и объективный механизм, в случае его сдачи «отстающим» учащимся о честности речи уже быть не может. В этом случае вся существующая ранее траектория обучения создаёт в результате разные условия для разных детей.

В зависимости от уровня образования имеются сильные различия в достижениях между учащимися из семей с разным социальным статусом. Это приводит к тому, что низкий доход семей приводит к тупиковым карьерным траекториям их детей.

Исследование позволило выявить основную проблему – различия в достижениях учеников разных школ в образовании. Начальная школа должна предоставлять всем детям одинаковые возможности, но уже тут отмечается формирование различий между детьми. Ученики из семей с культурным капиталом часто получают образование, базирующееся на программах повышенного уровня.

Целенаправленная селекция имеет место среди учеников 7-8 классов, где отдельным категориям школьников предлагают сделать выбор в пользу техникума, так как ЕГЭ они всё равно не потянут. Это приводит к росту числа выпускников с неполным средним образованием, которые выбирают техникумы. На данный момент доля таких детей – около 40%.

Одно из исследований также показало, что выпускники девятых классов с примерно одинаковыми показателями успеваемости выбирают разные дальнейшие пути образования. Учащиеся из менее обеспеченных семей уходят из школы после 9-го класса.

Следующим этапом отбора становится период окончания старшей школы, когда происходит борьба за престижные вузы. В этом случае дети из элитных школ, которые могут позволить себе репетиторов, имеют явное преимущество.

Исследователи считают, что, несмотря на формальную универсальную доступность высшего образования в России, различия между вузами слишком большие. Поэтому их выбор зависит от обеспеченности семьи.

И. Фрумин подчеркнул, что, руководствуясь принципами достижения равенства в сфере образовании, необходимо обеспечить каждому ребёнку возможность получить то образование, которое поможет ему поднять свой социальный статус – к примеру, не позволять при неформальном делении в школах использовать своё положение группам привилегированных учащихся. И эта задача является одной из приоритетных.

По словам главы Института образования ВШЭ, необходимо понять причины того, почему многие учащиеся не хотят идти в старшую школу, несмотря на хорошую успеваемость. Возможно, они просто не верят в свои силы. Кроме того, он, поддерживая мнение исследователей, призвал организовать адресную помощь тем семьям, которые живут ниже среднего уровня, чтобы помочь их детям выйти из своего низкого социального статуса и подняться на новый уровень.

Фото взято с сайта http://www.kv.by.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Анзор Музаев выступает на Всероссийском совещании с региональными министрами образования
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев принял участие во Всероссийском совещании с региональными министра..
Глава Рособрнадзора рассказал о приоритетных задачах на 2025 год
17 дек. 2024 г.
0
424
Вдохновение джазом: новый формат в образовании. Первый Educational JAM собрал экспертов на творческой импровизации
У джазовых музыкантов есть такое понятие «джем» — формат, который объединяет исполнителей для свободного творческого самовыражения. Но теперь это не т..
Вдохновение джазом: новый формат в образовании. Первый Educational JAM собрал экспертов на творческой импровизации
16 дек. 2024 г.
0
928
Школьники сдают экзамен
Первый зампред Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Леонид Огуль предложил ввести в школах предмет «Моё здоровье», а Минцифры и Минпросвещения Росси..
О предмете «Моё здоровье», учебнике по информатике и демонстрационном экзамене для школьников РФ
16 дек. 2024 г.
1
1099
Оставить свой комментарий

Ваш город: