По итогам мониторинга образовательной миграции в РФ эксперты ВШЭ установили регионы, высшие учебные заведения которых притягивают выпускников школ и удерживают их после окончания университетов. Оказалось, что таких – единицы.
В большинстве регионов страны отмечается «утечка» молодёжи. Кроме того, некоторые из субъектов превратились в подобие «перевалочных пунктов» или территорий с одновременным оттоком абитуриентов и выпускников вузов.
В ходе исследования специалисты ВШЭ разделили регионы на четыре типа:
- «замкнутые»,
- «магниты»,
- «экспортёры»,
- «транзиты».
Наиболее привлекательны для ещё вчерашних школьников такие регионы-«магниты», как Москва, Санкт-Петербург (Подмосковье и Ленобласть), республика Татарстан, Свердловская область.
По словам пресс-службы ВШЭ, в топ попали регионы с хорошим уровнем развития, сильными университетами и высоким ВВП на душу населения. В этих субъектах количество первокурсников выше числа абитуриентов, что свидетельствует о притоке выпускников школ из других регионов.
Что касается миграции среди получивших диплом, то средний показатель по регионам составляет 33%. Это говорит о том, что число выпускников вузов, переезжающих в другие регионы, не превышает трети от их общего количества. Аутсайдерами по этому показателю (50%) стали: Ивановская область, Адыгея и ХМАО.
Список регионов с минимальным оттоком молодых специалистов, получивших высшее образование, возглавил Камчатский край (15%). На втором и третьем местах расположились Сахалинская область и Республика Ингушетия с 14% и 12% соответственно. Замыкает четвёрку лидеров с 8% Республика Тыва.
В Пермском и Красноярском краях тоже отмечаются высокие показатели сохранения выпускников вузов. Регион покидает только 20% дипломированных специалистов.
В качестве «перевалочных пунктов» («транзитов») учёные назвали Ивановскую, Томскую, Воронежскую, Тюменскую, Орловскую и Омскую области. Получившая дипломы молодёжь предпочитает искать работу в других регионах.
Эксперты поясняют, что абитуриентов привлекают сильные вузы в этих регионах, но уровень развития экономики не позволяет создать необходимые условия для удержания молодых людей после получения высшего образования.
В ряде регионов зафиксирована незначительная послевузовская миграция при высокой потере выпускников школ. В перечень таких «замкнутых» субъектов вошли: Республика Коми, Пермский край, Кабардино-Балкария, Краснодарский край, Магаданская и Мурманская области, Алтай.
Среди «экспортёров» специалисты отмечают Волгоградскую, Псковскую, Курганскую, Тверскую и Владимирскую области, а также Адыгею и Чувашию. Часть абитуриентов покидают эти регионы, уезжая в Москву и Санкт-Петербург.
Кроме вышеперечисленных типов регионов, по образовательной миграции в отдельную категорию попали «пограничные регионы» со средними показателями. В ВШЭ отметили, что такие субъекты имеют неоднородное развитие как в сфере экономики, так и в области высшего образования. Их необходимо изучать отдельно.
Свои выводы учёные изложили в докладе «Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов».
Фото взято с сайта httpsirk.kp.ru.