Учитывая технологические и цифровые совершенствования системы российского образования на данном этапе, специалисты берут на себя задачу по внедрению ИИ в операции, связанные с проверкой результатов Единого государственного экзамена и считают это весьма полезным.
Искусственный интеллект уже давно вышел далеко за пределы научно-фантастических фильмов. Сегодня он стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни (чего только стоит такое устройство, как Алекса Амазон, которое доступно практически каждому). Поэтому нет ничего удивительного в том, что искусственный интеллект уже не первый год рассматривается в качестве эффективного инструмента, который имеет большой потенциал в сфере образования.
Будущее искусственного интеллекта и компьютеризации
Существующая на сегодняшний день технология искусственного интеллекта способна автоматизировать сортировку материалов с несколькими вариантами ответов. Ожидается, что в ближайшем будущем, по мере развития искусственного интеллекта, технология сможет оценивать не только стандартизированные версии, но и развернутые ответы учащихся, в частности по точным дисциплинам.
Поэтому чиновники рассчитывают, что к 2030 году в российских школах будет осуществлена полная компьютеризация ЕГЭ. Во всяком случае, работа в данном направлении уже начата и проводится Федеральным институтом педагогических измерений. Среди преимуществ оценки знаний на ЕГЭ с помощью ИИ специалисты выделяют – эффективность, прозрачность и согласованность в применении одних и тех же критериев среди всех учащихся, а также незамедлительная и подробная обратная связь. С определенной долей вероятности можно говорить о том, что полная компьютеризация полностью исключит человеческий фактор, а именно субъективные выводы экспертов, задействованных в госаттестации.
Напомним, на данный момент компьютер проверяет только ответы тестовой части, разделов А и B, тогда как в проверке развернутых ответов задействовано около сорок тысяч экспертов. На сегодняшний день уже практически готова компьютерная модель проверки знаний по информатике, которая будет внедрена в течение ближайших двух-трех лет (пробный экзамен будет проведен уже в 2019 году).
Искусственный интеллект, применяемый к учебным моделям, открывает большие возможности как для учащихся, так и для педагогов. Кроме того, эта технология также предлагает новые способы автоматизации учебного процесса и снижения административных расходов.
Персонализированное тестирование?
Многие специалисты в сфере образования уверены, что такие инструменты как искусственный интеллект должны применяться только по отношению к точным дисциплинам. Ведь в гуманитарных науках (той же литературе или истории) нет одной истины – их всегда несколько.
Поэтому больше всего специалистов интересует, насколько система будет интеллектуальна, адаптивна и персонализирована. Сможет ли компьютер с искусственным интеллектом оценить творческие способности учащегося из раздела C заданий ЕГЭ по литературе – его шаблоны понимания того или иного произведения, реакцию по отношению к персонажам и тому подобное? Особенно учитывая тот факт, что разногласия в оценке гуманитарных дисциплин нередко появляются между специалистами, принимающими устную часть заданий. Для обеспечения объективных оценок в таких ситуациях в состав приглашаются независимые эксперты.
По словам директора института развития образования при НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, на данном этапе активно разрабатываются системы искусственного интеллекта, которые в перспективе помогут добиться существенного прорыва в образовательной сфере. Она уверена, что в скором времени реальностью станет не только проверка ИИ тестов, но создание им собственных заданий.
Кроме того, благодаря внедрению повсеместной компьютеризации ЕГЭ школьники научаться структурировать мысли и применять логику, как при подготовке к экзаменам, так и в повседневной жизни.
Одновременно с этим, система искусственного интеллекта скорее всего создаст совершенно новый комплект проблем. В то время как традиционное компьютерное тестирование является детерминированным, с ограниченным числом сценарием, которые могут быть определены заранее, ИИ потребует неограниченного подхода к тестированию. Нельзя также не сказать о том, что по подсчетам специалистов полная компьютеризация проверки результатов ЕГЭ может обойтись государству в миллиарды рублей.
Мнение учителей
Не соглашается с инициаторами проекта по компьютеризации ЕГЭ президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Он считает, что компьютеризация подавит креативность учащихся. Также существует некоторое беспокойство относительно того, что многие аспекты, которые опираются на социальные навыки и проницательность, не позволят автоматизировать оценку результатов ЕГЭ хотя бы из-за того, что машины, даже самые современные и умные, не умеют сопереживать, "входить в положение", "читать между строк" и т.д.
Да, машины с искусственным интеллектом могут вести себя так, что кажется, будто они проявляют креативность (например, когда компьютер делает умный и неожиданный ход в игре Го или шахматах). Но все это рождается из оценки базовых данных, а не из творческой искры.
Использование алгоритмов для оценки ЕГЭ встретило некоторую оппозицию и со стороны учителей. Они обеспокоены тем, что внедрение компьютерной проверки заданий подорвет творческий аспект работы и обучения учащихся. По мнению педагогов, в некоторых случаях без субъективного, человеческого фактора просто не обойтись. Например, при проверке результатов экзамена по иностранному языку только человек может принять во внимание, что не существует единственно правильного перевода текста, и рассматривать разные вариации ответа не как ошибку, а как творческий подход.
Конечно, вряд ли учительская оппозиция замедлит запланированную чиновниками реализацию проекта. Но хочется верить, что мнение педагогов будет услышано и принято во внимание.
Ну а пока полная компьютеризация ЕГЭ еще только планируется, в Совфеде решили больше внимания уделить улучшению самой процедуры экзамена. В частности, члены Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре выступили с инициативой о сдаче ЕГЭ непосредственно на местах, в школах, где проходят обучение школьники (по крайней мере, в тех школах, которые имеют всю необходимую инфраструктуру и техническое оснащение).
Источники изображений: kursy-ege.ru, static.wixstatic.com, toppress.kz, igromania.r